четверг, 24 апреля 2014 г.

Организация бухгалтерского учета на предприятиях


 

Приказ по учетной политике для бухгалтеров — это «дорожная» карта относительно ведения бухгалтерского учета на предприятии и своеобразная «профессиональная конституция» учетных работников. Для создания эффективной системы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности предприятию помимо приказа по учетной политике потребуется еще и приказ по организации бухгалтерского учета на предприятии.
Если на предприятии большой штат бухгалтеров (учетных работников), то в рамках одного приказа сложно предусмотреть распределение полномочий и ответственности за организацию и ведение бухгалтерского учета между сотрудниками на предприятии.
То есть, бывают случаи, когда предприятию одного приказа по организации бухгалтерского учета на предприятии недостаточно, и оно разбивает (детализирует) ее в нескольких приказах, которые, к примеру, отражают ведение бухгалтерского и налогового учета в разных документах и т.д.
За рубежом бухгалтерский учет подразделяют на два вида:
финансовый, который ведется с целью предоставления информации внешним потребителям;
управленческий (внутрихозяйственный), который обеспечивает сбор и обработку информации согласно потребностям внутренних потребителей.
Ведение бухгалтерского и внутрихозяйственного (управленческого) учета предусматривает также и Закон о бухучете.
Внутрихозяйственный (управленческий) учет — это система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием (ст. 1 Закона о бухучете).
Исходя из этого, следует отметить, что организация бухгалтерского (финансового) учета должна обеспечить:
• полное и достоверное отражение в бухгалтерских документах всех хозяйственных операций, которые были осуществлены на предприятии в отчетном периоде;
• составление установленной органами государственного управления финансовой отчетности;
• предоставление информации внутренним потребителям для контроля хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений;
• предоставление информации внешним потребителям о реальном финансовом состоянии предприятия.
Основные различия между финансовым и управленческим учетом
Финансовый учет и отчетность регулируются национальными стандартами различных уровней.
Активы предприятия — это основные средства, нематериальные активы, капитальные инвестиции, долго— и краткосрочные финансовые инвестиции, производственные запасы, расчеты с дебиторами, денежные средства и т. д.
Источники собственных средств — это уставный капитал, резервный капитал, целевое финансирование и целевые поступления, нераспределенная прибыль и прочие источники собственных средств.
Обязательства предприятия — это обеспечение будущих расходов и платежей, долгосрочные обязательства и текущие обязательства.
Доходы предприятия являются объектом обязательного учета по их видам, затраты предприятия — по их экономическим элементам, а также финансовые результаты деятельности предприятия и их распределение.
Организация управленческого учета должна обеспечить получение информации, необходимой для контроля текущей деятельности предприятия и его структурных подразделений, оптимизацию использования ресурсов, определение эффективности производства, тактики управления и планирования, принятие оптимальных управленческих решений.
Затраты предприятия являются объектом управленческого учета по их целевому назначению, группировке по видам продукции (работ, услуг), процессам, стадиям производства, центрам ответственности, сферам деятельности, регионам реализации продукции и т. п.
Доходы предприятия являются объектом управленческого учета по видам продукции, сферам деятельности, регионам реализации и т. п.
Финансовые результаты являются объектом управленческого учета по видам продукции, сферам деятельности, регионам реализации и т. п.
К сфере управленческого учета относится группировка, планирование (бюджетирование), анализ и контроль указанных выше объектов.
Приведенный перечень объектов финансового и управленческого учета указывает на то, что виды учета функционируют во взаимосвязи и разделить их практически невозможно. Таким образом, финансовый и управленческий учет на предприятиях функционировали, и будут функционировать как единая система учета. Однако основные различия между финансовым и управленческим учетом существуют и мы приведем их в таблице.

п/п
Области сравнения
Финансовый учет
Управленческий учет
1.
Обязательность ведения учета
Предусмотрена законодательством
Определяется администрацией предприятия
2.
Периодичность составления отчетности
Регулярная: ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная
Плавающая периодичность, по мере возникновения необходимости
3.
Цели учета
Составление финансовых отчетов для пользователей вне предприятия
Оказание помощи администрации в планировании, управлении и контроле
4.
Свобода выбора
Обязательное следование общепринятым принципам бухгалтерского учета
Основной критерий — пригодность информации
5.
Основной объект анализа
Хозяйственная единица в целом
Степень детализации, необходимая для целей управления
6.
Основные потребители информации
Лица и организации вне предприятия
Различные уровни управления предприятием
7.
Виды систем бухгалтерского учета
Система двойной записи
Любая система, удовлетворяющая информационные потребности управления
8.
Используемые измерители
Денежная единица по курсу, действующему в момент совершения операции
Денежные или натуральные единицы измерения, исчисленные по текущей или будущей стоимости
9.
Степень точности информации
Требует объективности, исторической по природе
Наравне с проверенной информацией используются оценки и прогнозы
10.
Временное соотношение информации
Информация об уже свершившихся операциях и хозяйственных активах
Анализ свершившегося и прогноз будущего

Организация бухгалтерского учета на предприятиях
Организация бухгалтерского учета на предприятии зависит от многих факторов, в том числе таких как:
• форма собственности;
• организационно-правовая форма предприятия;
• характер технологии и объемы деятельности предприятия;
• численность персонала;
• структура управления и т. п.
В зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать предприятия следующих видов (ч. 1 ст. 63 ХК Украины):
• частное предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);
• предприятие, действующее на основе коллективной собственности (предприятие коллективной собственности);
• коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной громады;
• государственное предприятие, действующее на основе государственной собственности;
• предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности).
В Украине могут действовать также другие виды предприятий, предусмотренные законом.
Если в уставном капитале предприятия иностранная инвестиция составляет не менее 10 %, оно признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие, в уставном капитале которого иностранная инвестиция составляет 100 %, считается иностранным предприятием (ч. 2 ст. 63 ХК Украины).
Организационно-правовая форма собственности предприятия определяет порядок его государственной регистрации и состав документов, которые характеризуют его деятельность.
Для обеспечения бухгалтерского учета предприятию необходимо самостоятельно избрать структуру, формы, методы, технические средства, процедуры организации учета и т. п.
Форма организации учета
Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:
• введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
• пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;
• ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
• самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых подлежит официальному опубликованию, и в бюджетных учреждениях.
В приказе по учетной политике указывается также по какой форме предприятие должно вести бухгалтерский учет (вручную, по автоматизированной форме учета) и с формированием каких учетных регистров.
Также оговаривается применять или не применять для обобщения информации о затратах предприятия по элементам бухгалтерские счета класса 8 «Расходы по элементам».
В приказе по учетной политике указывается также перечень лиц, которым предоставлено право подписи бухгалтерских документов.
Если предприятие приняло решение о добровольном применении Международных стандартов финансовой отчетности в своей деятельности, то об этом также необходимо сказать в приказе по учетной политике.
Форма ведения бухгалтерского учета
Для малых предприятий (значительная часть которых не применяет компьютерные технологии) рассчитаны:
• Упрощенный План счетов;
• Методические рекомендации № 422, которыми предусмотрено ведение простой и упрощенной формы бухгалтерского учета;
• П(С)БУ 25, предусматривающее упрощенные формы финансовой отчетности.
Так, субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством дано разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности (ч. 3 ст. 2 Закона о бухучете).
Согласно пп. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о поддержке предпринимательства внедрение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусмотрено для субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, установленным в налоговом законодательстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ХК Украины субъекты хозяйствования в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут относиться к субъектам малого предпринимательства, в том числе к субъектам микропредпринимательства, среднего или крупного предпринимательства.
Субъектами микропредпринимательства являются:
• физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица — предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;
• юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Субъектами малого предпринимательства являются:
• физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица — предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;
• юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Остальные субъекты хозяйствования относятся к субъектам среднего предпринимательства.
Предприятия, которые имеют право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированы плательщиками НДС, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи (ч. 3 ст. 3 Закона о бухучете).
Ведение регистров бухгалтерского учета юридическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности (кроме банков) с признаками малых предприятий, а также юридическими лицами (кроме бюджетных учреждений), которые не занимаются предпринимательской (коммерческой) деятельностью, осуществляется в соответствии с Методические рекомендации № 422.
Методические рекомендации № 422 предназначены для обеспечения ведения бухгалтерского учета в регистрах с применением Упрощенного Плана счетов и упрощенных процедур определения доходов и расходов деятельности, указанных в П(С)БУ 25.
Методические рекомендации № 422 предусматривают два варианта ведения регистров:
• простую форму бухгалтерского учета;
• упрощенную форму бухгалтерского учета.
Простая форма бухгалтерского учета
Простая форма бухгалтерского учета рассчитана на малые предприятия с небольшим документооборотом, которые осуществляют деятельность по выполнению нематериалозатратных работ и услуг, то есть таких, предметом деятельности которых не является производство готовой продукции. Незначительный документооборот на таких предприятиях — следствие ограниченного количества хозяйственных операций, небольшая (до 10 человек) численность работающих.
Простая форма бухгалтерского учета предусматривает использование Журнала учета хозяйственных операций (приложение 1 к Методическим рекомендациям № 422), который рекомендуется печатать в формате А2.
В Журнале учета хозяйственных операций записи производятся на основании первичных и сводных учетных документов, ведомостей начисления заработной платы и амортизации и т. п. с отражением суммы операции на счетах бухгалтерского учета.
При необходимости записи хозяйственных операций продолжаются во вкладных листах в Журнал.
Журнал учета хозяйственных операций ведется ежемесячно. Данные строки «Сальдо на конец месяца» из Журнала за предыдущий месяц переносятся в строку «Сальдо на начало месяца» Журнала за отчетный месяц по каждому счету бухгалтерского учета.
В графе 3 «Содержание операции» в хронологической последовательности позиционным способом отражаются хозяйственные операции отчетного месяца с указанием суммы операции в графе 4 и одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» двух счетов бухгалтерского учета соответствующих видов активов, собственного капитала, обязательств, доходов и расходов.
Итоговые данные в Журнале учета хозяйственных операций определяют подсчетом суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов бухгалтерского учета и выводом сальдо на конец месяца (графы 5 — 46). Суммы дебетовых и кредитовых оборотов за месяц должны быть одинаковыми и равняться сумме из графы 4 «Сумма хозяйственной операции» в строке «Всего оборотов за месяц».
Для аналитического учета расчетов по оплате труда с дебиторами и кредиторами малые предприятия применяют Ведомость 3-м, итоговые данные (без повторения записей, осуществляемых в Журнале непосредственно с первичных документов) заносятся в Журнал учета хозяйственных операций с указанием в графе 3 «Ведомость 3-м».
Упрощенная форма бухгалтерского учета
Упрощенная форма бухгалтерского учета предполагает обобщение информации о хозяйственных операциях в следующих регистрах бухгалтерского учета:
Ведомость 1-м (приложение 3 к Методическим рекомендациям № 422):
– Раздел I. Учет наличных денежных средств и денежных документов;
– Раздел II. Учет денежных средств и их эквивалентов;
Ведомость 2-м Учет запасов (приложение 4 к Методическим рекомендациям № 422);
Ведомость 3-м (приложение 5 к Методическим рекомендациям № 422):
– Раздел I. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами по налогам и платежам, долгосрочных обязательств и доходов будущих периодов;
– Раздел II. Учет расчетов по оплате труда;
Ведомость 4-м (приложение 6 к Методическим рекомендациям № 422):
– Раздел I. Учет необоротных активов и амортизации (износа);
– Раздел II. Учет капитальных и финансовых инвестиций и других необоротных активов;
Ведомость 5-м (приложение 7 к Методическим рекомендациям № 422):
– Раздел I. Учет расходов;
– Раздел II. Учет затрат на производство;
– Раздел III. Учет доходов и финансовых результатов;
– Раздел IV. Учет собственного капитала, расходов будущих периодов, обеспечений предстоящих расходов и платежей;
Оборотно-сальдовая ведомость (приложение 8 к Методическим рекомендациям № 422).
Сумма любой операции отражается в ведомости учета по счету, который кредитуется, в графе счета, который дебетуется, и одновременно (по сумме операции или общим итогом оборотов за месяц) в ведомости учета по счету, который дебетуется, с указанием корреспондирующего счета.
Остатки денежных средств в ведомостях должны быть сопоставлены с соответствующими данными первичных и сводных документов, на основании которых были сделаны записи (отчет кассира, банковские выписки и т. п. ). При этом в ведомостях указывается месяц, за который они составляются.
Систематизация данных об операциях с ценностями, которые не принадлежат малому предприятию (получены для хранения, переработки, монтажа, продажи на условиях комиссии, пользования на условиях операционной аренды), с бланками строгой отчетности, по списанию активов до выяснения виновных, с гарантиями и залогами ведется в Ведомости 8, утвержденной Приказом № 356.
Итоговые записи из сведений переносятся в Оборотно-сальдовую ведомость, которая используется для обобщения данных регистров бухгалтерского учета по каждому счету бухгалтерского учета. Ведомость составляется ежемесячно, переносом кредитовых оборотов по регистрам бухгалтерского учета в дебет соответствующих счетов и используется для записи данных по дебету и кредиту каждого счета отдельно.
Напомним также, что НК Украины ввел новую категорию предприятий, для которых на законодательном уровне предусмотрено ведение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов с целью исчисления объекта налогообложения по методике, утвержденной Минфином Украины.
К таким предприятиям относятся плательщики налога на прибыль, облагающие ее налогом по ставке 0 % и соответствующие критериям, определенным п. 154.6 ст. 154 разд. III НК Украины. Речь идет о плательщиках налога на прибыль, у которых размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не превышает трех миллионов гривень, а начисленная за каждый месяц отчетного периода заработная плата (доход) работников, состоящих с плательщиком налога в трудовых отношениях, не меньше двух минимальных заработных плат, размер которых установлен законом, и которые соответствуют одному из следующих критериев:
а) созданы в установленном законом порядке после 1 апреля 2011 года;
б) действующие, у которых в течение трех последовательных предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их создания прошло менее трех лет), ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей три миллиона гривень, и у которых среднеучетное количество работников в течение этого периода не превышало 20 человек;
в) которые были зарегистрированы как плательщики единого налога в установленном законодательством порядке в период до вступления в силу настоящего Кодекса и у которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до одного миллиона гривень и среднеучетное количество работников составляло до 50 человек.
Эти же плательщики налога на прибыль предприятий будут подавать налоговым органам декларации (расчеты) по налогу на прибыль предприятий по упрощенной форме в порядке, установленном НК Украины.
Диапазон существенности информации
Существенная информация — информация, отсутствие которой может повлиять на решения пользователей финансовой отчетности. Существенность информации определяется соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности и руководством предприятия (п. 3 разд. I Методических рекомендаций № 635).
Согласно п. 2.20 разд. II НП(С)БУ 1 установленные количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях и статьи финансовой отчетности должны обеспечить предоставление пользователям всей информации с достаточной детализацией о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основе.
Порог существенности — абсолютная или относительная величина, которая является количественным признаком существенности учетной информации.
Количественные критерии существенности информации о хозяйственных операциях и событиях устанавливаются в соответствии с избранной базой (пп. 2.20.1 п. 2.20 разд. II Методических рекомендаций № 635).
Объектами применения существенности являются:
• деятельность предприятия в целом;
• отдельные хозяйственные операции и объекты учета;
• статьи финансовой отчетности.
Деятельность предприятия в целом
Применение критериев существенности к предприятию в целом предусматривает возможность использования упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности предприятием, объемы деятельности которого ниже установленного порога существенности. Как было отмечено выше, что порог существенности для применения упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности определяется действующим законодательством.
Отдельные хозяйственные операции и объекты учета
В Методических рекомендациях № 635 Минфин Украины рекомендует следующие количественные критерии существенности для информации и событий:
до 3 % избранной базы изменений в составе (движении) активов, обязательств, собственного капитала, которые определяются исходя из стоимости соответственно всех активов или обязательств или собственного капитала;
до 10 % справедливой стоимости актива (объектов обмена) для отклонений остаточной стоимости необоротных активов от их справедливой стоимости. Также целесообразно определить в диапазоне определение сходства активов;
до 2 % для чистой прибыли (убытка) предприятия или до 0,2 % для доходов и расходов. Также за базу может быть избрана крупнейшая по значению классификационная группа доходов (например чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и соответственно расходов (себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Количественный критерий целесообразно определить в диапазоне;
до 10 % чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или финансовых результатов сегмента, или активов всех сегментов предприятия. Для раскрытия информации о сегментах при определении отчетного сегмента количественный критерий существенности целесообразно определять в диапазоне.
Относительно информации о других хозяйственных операциях и событиях, то критерии и признаки их существенности определяются из потребностей пользователей, экономической целесообразности с учетом объемов деятельности предприятия, характера влияния объекта учета на решения пользователей и других качественных факторов, которые могут влиять на определение порога существенности. Как правило, количественный критерий существенности таких хозяйственных операций и событий не превышает 5 % выбранной базы (пп. 2.20.2 п. 2.20 разд. II Методических рекомендаций № 635).
Отметим, что для целей налогового учета, согласно подпункту «б» пп. 14.1.97 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, лизинг (аренда) считается финансовым, если лизинговый (арендный) договор содержит одно из следующих условий:
• объект лизинга передается на срок, в течение которого амортизируется не менее 75 % его первоначальной стоимости, а арендатор обязан на основании лизингового договора и в течение срока его действия приобрести объект лизинга с последующим переходом права собственности от арендодателя к арендатору по цене, определенной в таком лизинговом договоре;
• балансовая (остаточная) стоимость объекта лизинга на момент окончания действия лизингового договора, предусмотренного таким договором, составляет не более 25 % первоначальной стоимости такого объекта лизинга, действующей на начало срока действия лизингового договора;
• сумма лизинговых (арендных) платежей с начала срока аренды равна первоначальной стоимости объекта лизинга или превышает ее;
• имущество, которое передается в финансовый лизинг, изготовлено по заказу лизингополучателя (арендатора) и по окончании действия лизингового договора не может быть использовано другими лицами, кроме лизингополучателя (арендатора), исходя из его технологических и качественных характеристик.
Таких критериев стандарты бухгалтерского учета не содержат, но предприятие вправе их оговорить в приказе по учетной политике.
Статьи финансовой отчетности
Подпункт 2.20.3 п. 2.20 разд. II Методических рекомендаций № 635 предусматривает, что согласно национальным П(С)БУ предприятия могут не приводить статьи в финансовой отчетности, по которым отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, когда такая информация была в предыдущем отчетном периоде), а также добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня статей, приведенных в таких национальных П(С)БУ, в случае если статья отвечает таким критериям:
• информация является существенной;
• оценка статьи может быть достоверно определена.
Каждую статью, которая соответствует количественным критериям и качественным признакам существенности, следует приводить в финансовой отчетности отдельно. Информация по статьям, которые не отвечают критериям и признакам существенности, приводится в статьях, предназначенных для раскрытия других составляющих классификационной группы активов, обязательств, доходов и расходов, других показателей, которые выделяются в финансовой отчетности.
Для каждого из отчетов финансовой отчетности выбирается отдельная база определения количественных критериев и качественных признаков существенности статей финансовой отчетности и диапазон количественных критериев, в частности:
для статей баланса — базой может быть избрана сумма итога баланса, в таком случае количественный критерий существенности может быть определен в диапазоне до 5 % базы, или итог класса активов, собственного капитала, класса обязательств в диапазоне до 15 % выбранной базы. Нельзя объединять такие статьи финансовой отчетности:
— монетарные и немонетарные;
— текущие и не текущие;
— операционные и неоперационные;
— процентные и непроцентные. ;
• для статей отчета о финансовых результатах — базой может быть избрана сумма чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с определением количественного критерия существенности в диапазоне до 5 % базы или финансового результата от операционной деятельности в диапазоне до 25 %;
• для статей отчета о движении денежных средств — базой может быть избрана сумма чистого движение денежных средств от операционной деятельности с определением количественного критерия существенности в диапазоне до 5 % такой базы;
• для статей отчета об изменениях в собственном капитале — базой целесообразно выбрать размер собственного капитала предприятия с определением количественного критерия существенности в диапазоне до 5 %.
Статья, которая может быть признана несущественной для отдельного представления ее в финансовом отчете, может быть достаточно существенной для отдельного раскрытия ее в примечаниях к финансовой отчетности.
Продолжительность операционного цикла
Операционный цикл — промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств и их эквивалентов от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг (п. 3 НП(С)БУ 1).
Под продолжительностью операционного цикла подразумевается время «омертвления» денежных средств в запасах и средствах в расчетах (дебиторская задолженность).
Показатель продолжительности операционного цикла определяет, сколько дней в среднем потребуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия, то есть в течение какого периода денежные средства будут задействованы в материально-производственных запасах.
Фактором, противодействующим отвлечению денежных средств из оборота предприятия, является кредиторская задолженность, а точнее время отвлечения денежных средств из оборота других предприятий.
Сохранность первичных документов и отчетности
Сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов, а также другой документации определены Перечнем № 578/5, который построен по функциональному принципу и включает два раздела, в которых документы делятся на те, которые создаются в управленческой, научно-технической и производственной деятельности.
Разделы содержат главы, отражающие основные направления деятельности организаций, свойственные им, как правило, независимо от уровня в системе управления и отраслевой принадлежности. Главы делятся на пункты.
Сроки хранения документов в Перечне № 578/5 дифференцированы по двум группам организаций:
К первой группе относятся организации, в деятельности которых создаются документы Национального архивного фонда (НАФ). Данная группа включает организации — источники формирования НАФ полного и выборочного приема. Сроки хранения документов для этих организаций приведен в графе 3 Перечня № 578/5.
Государственные и коммунальные организации — источники формирования НАФ — передают документы НАФ на постоянное хранение в государственные архивы и архивные отделы городских советов в обязательном порядке, а другие организации — на основании соглашений между собственником документов и соответствующим архивным учреждением.
Вторая группа включает организации, в деятельности которых не создаются документы НАФ. Сроки хранения документов этих организаций приведены в графе 4 Перечня № 578/5.
Исчисление сроков хранения документов проводится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 2013 году, начинается с 1 января 2014 года (п. 2.10 Перечня № 578/5).
Срок хранения документов, для которых в Перечне № 578/5 стоит отметка «Доки не мине потреба», определяется самими предприятиями.
Сроки хранения научно-технической документации (НТД) исчисляются с 1 января года, следующего за годом завершения разработки темы, проекта.
Примечания, применяемые в Перечне № 578/5 (графа 5), комментируют и уточняют сроки хранения документов.
В примечаниях указаны признаки выделения определенных видов документов или конкретных документов, сроки хранения которых отличаются от указанных в графах 3, 4 настоящего Перечня. Так, примечание к статьям «За умови завершення перевірки державними податковими органами з питань дотримання податкового законодавства, а для органів виконавчої влади, державних фондів, бюджетних організацій, суб’єктів господарювання державного сектору економіки, підприємств і організацій, які отримували кошти з бюджетів усіх рівнів та державних фондів або використовували державне чи комунальне майно, — ревізії, проведеної органами державного фінансового контролю за сукупними показниками фінансово-господарської діяльності. У разі виникнення спорів (суперечок), порушення кримінальних справ, відкриття судами провадження у справах — зберігаються до ухвалення остаточного рішення» конкретизирует сроки хранения бухгалтерской документации.
Примечания «Після закінчення строку дії договору», «Після затвердження», «Після заміни новими», «Після зняття виробів з виробництва», «Після введення об’єкта в експлуатацію» и т. д. указывают, что исчисление срока, указанного в графах 3 и 4 Перечня № 578/5, осуществляется с указанного момента.
Для удобства пользования Перечнем № 578/5 к нему составлен указатель, в котором в алфавитном порядке перечислены виды документов и их содержание с ссылками на номера соответствующих статей данного Перечня.
При определении сроков хранения документов следует найти соответствующую статью в Перечне № 578/5 и провести полистный пересмотр дел. Отбор дел на архивное хранение или для уничтожения только с заголовками в номенклатуре дел, описаниях или на обложках дел не допускается (п. 2.14 Порядка № 578/5).
Документы следует отбирать на архивное хранение в виде оригиналов. В случае отсутствия оригиналов принимаются заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов.
Правила округления
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в гривнях и копейках, кроме случаев установления налоговым законодательством специальных правил округления.
Финансовая отчетность субъектами хозяйствования составляется в тысячах гривень или в тысячах гривень с одним десятичным знаком.
Следовательно, бухгалтерам необходимо округлять статьи в финансовой или налоговой отчетности, а это неизбежно приведет к погрешностям.
Проблема округления, а точнее — выбора наиболее корректных правил устранения возникающей погрешностью, достаточно сложная математическая задача. Как правило, такую задачу решают вместе с бухгалтерами программисты, для которых проблема округления лежит в сфере программной реализации вычислений с плавающей запятой.
Налоговая отчетность составляется как в гривнях (налоговые декларации по налогу на прибыль, НДС, единому налогу и т. д.), так и в гривнях с копейками (форма № 1ДФ, налоговые декларации сбора за специальное использование воды, сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора и т. д.).
При заполнении налоговой отчетности у налогоплательщика также возникнет проблема с округлением показателей налоговой отчетности, но цена погрешности здесь выше и может привести к штрафным санкциям, если за счет неправильного округления будет занижено налоговое обязательство. Это касается как отчетности, заполняемой в гривнях, так и в гривнях с копейками.
Самый простой, известный всем со школьной скамьи, метод математического округления предполагает следующие действия:
• если в числе «отбрасываемая» цифра меньше 5, то число округляется в меньшую сторону;
• если в числе стоит цифра, которая равна или более 5 — в большую.
Банковский метод округления представляет собой несколько «модернизированный» вариант математического округления. Все числа, у которых «отбрасываемая» цифра не равна 5, округляются по правилам математического метода. А другие по следующему правилу:
• если цифра, которая стоит перед цифрой 5, четная, то округление осуществляется в меньшую сторону;
• если цифра, которая стоит перед цифрой 5, нечетная, то округление осуществляется в большую сторону.
При использовании данного метода исчезает систематическая ошибка округления при суммировании большого количества чисел.
Заметим, что и математическое, и банковское правило округления может привести к искажению результатов. Все зависит от исходных данных.
Применение в бухгалтерском учете первичных учетных документов
Основные требования, предъявляемые к составлению и обработке первичных документов, установлены Положением № 88.
Так, первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующими органами государственной власти. Кроме того, документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты или реквизиты типовых либо специализированных форм (п. 2.7 Положения № 88).
Перечень лиц, которые имеют право давать разрешение (подписывать первичные документы) на осуществление хозяйственных операций, связанных с отпуском (расходованием) денежных средств и документов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества, утверждает руководитель предприятия (п. 2.13 Положения № 88).
Использование при оформлении первичных документов факсимильного воспроизведения подписи допускается в порядке, установленном законом и другими актами гражданского законодательства (п. 2.5 Положения № 88).
Порядок движения первичных документов с момента создания и до сдачи в архив регулируется графиком документооборота, который утверждается приказом руководителя предприятия.
График документооборота должен обеспечить оптимальное количество подразделений и исполнителей, которые обрабатывают первичный документ, улучшение качества учетной работы и усиление контрольных функций бухгалтерского учета. Каждому лицу, ответственному за составление каких-либо первичных документов, выдается извлечение из графика документооборота. В нем приводится список документов, которые данный исполнитель должен составлять, сроки составления и передачи первичных документов в подразделения предприятия.
График документооборота может быть составлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Контроль за соблюдением графика документооборота возлагается на главного бухгалтера предприятия. Требования главного бухгалтера относительно порядка предоставления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб предприятия.
Коммерческая тайна
В условиях жесткой конкуренции очень важно сохранить сведения, содержащие коммерческую тайну предприятия.
Коммерческой тайной является информация, являющаяся секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, имеющих обычно дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, законно контролирующим эту информацию (ч. 1 ст. 505 ГК Украины).
Коммерческой тайной могут быть сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого характера, за исключением тех, которые в соответствии с законом не могут быть отнесены к коммерческой тайне.
Можно выделить следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предприятиями:
• введение должности или создание службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией;
• разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства;
• соблюдение правил пользования информацией (не выносить за пределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда, включить сигнализацию при уходе);
• наличие постоянно действующей системы контроля над соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.);
• заключение соглашения о неразглашении коммерческой тайны (или о соблюдении конфиденциальности). Такой договор рекомендуется заключать со всеми, кому в той или иной мере становится доступна коммерческая тайна.
Таким образом, состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются самостоятельно ее владельцем или руководителем предприятия с соблюдением действующего законодательства.
Предприятие имеет право распоряжаться такой информацией по своему усмотрению совершать в отношении него любые законные действия, не нарушая при этом права третьих лиц.
Кроме того, предприятие как владелец сведений, являющихся коммерческой тайной, имеет право назначать лицо (лиц), которое будет владеть, пользоваться и распоряжаться такой информацией, определять правила обработки информации и доступа к ней, а также устанавливать другие условия по коммерческой тайны.
Порядок выдачи подотчетных сумм работникам
В приказе по учетной политике руководитель предприятия определяет список сотрудников или должностей, которых можно относить к подотчетным лицам, каков порядок выдачи денежных средств под отчет, что считать основанием для выплаты подотчетному лицу перерасхода по авансовому отчету или внесения в кассу неиспользованного аванса.
Сроки выплаты заработной платы
Как правило, сроки выплаты заработной платы оговариваются в коллективном договоре. Если же такой договоров на предприятии не заключается, то в приказе по учетной политике можно оговорить, что заработная плата должна выплачиваться работникам регулярно в рабочие дни, но:
не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней;
не позднее 7 дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.
Периодом, за который выплачивается заработная плата за первую половину месяца (аванс), считается период с 1-го по 15-е число, а периодом, за который выплачивается зарплата — календарный месяц.
Таким образом, заработная плата за первую половину месяца, то есть за первые 15 дней, должна быть выплачена не позднее 22-го числа текущего месяца, а заработная плата за вторую часть месяца — не позднее 7-го числа месяца, следующего за месяцем начисления зарплаты. При этом должно соблюдаться требование о 16 календарных днях между выплатами зарплаты.
В то же время в коллективном договоре или нормативном акте работодателя может быть предусмотрена выплата зарплаты более двух раз в месяц, например, один раз в неделю или каждые 10 дней.
Список использованных документов

ГК Украины — Гражданский кодекс Украины
НК Украины — Налоговый кодекс Украины
ХК Украины — Хозяйственный кодекс Украины
Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»
Закон о поддержке предпринимательства — Закон Украины от 22.03.2012 г. № 4618-VI «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине»
Методические рекомендации № 422 — Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом Минфина Украины от 25.06.2003 г. № 422
Методические рекомендации № 635 — Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия и внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины, утвержденные приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635
НП(С)БУ 1 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности»«, утвержденное приказом Минфина Украины от 07.02.2013 г. № 73
Перечень № 578/5 — Перечень типовых документов, которые создаются во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Минюста Украины от 12.04.2012 г. № 578/5
Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.1995 г. № 88
Приказ № 356 — Приказ Минфина Украины от 29.12.2000 г. № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению регистров бухгалтерского учета»
П(С)БУ 25 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом Минфина Украины от 25.02.2000 г. № 39 в редакции от 24.01.2011 г. № 25
Упрощенный План счетов — Упрощенный План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина Украины от 19.04.2001 г. № 186
журнал "Консультант бухгалтера"
http://belenko-audit.com.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий