воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Использование нематериальных активов

 

image

Предлагаю отрывки из книги налогового консультанта Антона Мерзликина “Налоговое планирование”. Книгу можно купить в центре “Консульт”. Харьков.
Актуальность использования нематериальных активов.
Хотя право собственности на нематериальные активы соглас-
но ГК Украины относится к вещным правам, то есть производным
от прав, связанных с владением вещами — объектами матери-
ального мира, тем не менее, главный интерес, проявляемый
к нематериальным активам, выражается в их «перевернутой»
по сравнению с вещами ценности.
Если, например, рассматривать телевизор, то его ценность
в первую очередь заключается в совокупности элементов (кор-
пус, экран, пульт и т. п.), то есть ценность представляет объект
материального мира — вещь, которая позволяет использовать
его для выполнения определенных функций. В то же время,
если анализировать нематериальные активы, например, право
собственности на авторское произведение (книгу), ценность
представляет как раз не объект материального мира — книга,
в которой это произведение опубликовано, а основной ценностью
является то, что невозможно пощупать руками, то есть право
распоряжаться произведением — печатать его или не печатать,
определять, кому дать напечатать, а кому не дать, и, главное,
сколько эта книга будет стоить. Соответственно, такой объект
материального мира, как книга, в которой опубликовано про-
изведение, не стоит и сотой доли права собственности на само
произведение.
Исходя из этого существенного отличия нематериального
актива от материального следует, что достоверно определить
стоимость нематериального актива попросту невозможно. Ко-
нечно, существуют методики, которые позволяют определить
стоимость нематериального актива, но даже сами специалисты,
проводящие такую оценку, обращают внимание на ее приблизи-
тельность и не стопроцентную точность. Нам же следует обратить
внимание на то, что когда методы и методики оценки стоимости
объектов материального мира имеют погрешности, то оценка
стоимости авторских прав, когда нет ничего материального, с по-
мощью существующих уже методов бывает недостоверна. Есть
определенный смысл применять используемые сейчас методики,
когда, допустим, компьютерная программа получила какую-то
известность — продано определенное количество ее экземп-
ляров и т.п. Но когда эта программа только создана — ее стои-
мость определить с помощью методов оценки, которые принято
использовать, невозможно.
То есть, оценка стоимости нематериальных активов — это
уже процедура, проводимая постфактум через довольно зна-
чительный промежуток времени использования такого актива,
а не предваряющая операции с нематериальными активами.
Отсюда следует, что поскольку достоверно определить сто-
имость нематериального актива не могут даже те, кто работа-
ют над созданием нематериального актива, то это не смогут
сделать и контролирующие (фискальные) органы. Данный
вывод подтверждается, например, содержанием ст. 13 Закона
о хозяйственных обществах: взносами в уставный фонд хозяйс-
твенных обществ могут быть и нематериальные активы, при
этом вторым абзацем этой нормы установлено, что «порядок
оценки вкладов определяется учредительными документами
общества, если иное не предусмотрено законодательством
Украины». При этом специальным нормативным документом
по проведению оценки стоимости различных объектов является
Закон об оценке имущества. Статья 7 этого Закона устанав-
ливает перечень случаев, когда проведение оценки является
обязательным, — и этот перечень не предусматривает прове-
дение обязательной оценки сертифицированными оценщиками
при создании хозяйственных обществ, в составе учредителей
которых нет государства.
Таким образом, с одной стороны, государство не ограни-
чивает право физических и юридических лиц самостоятельно
определять стоимость нематериальных активов, а с другой
стороны, государство фактически признает, что оно не имеет
технической возможности определить и контролировать стои-
мость нематериальных активов. Для формирования уставного
фонда хозяйственных обществ это имеет существенное значе-
ние, поскольку если, к примеру, внести в уставный фонд ООО
несколько шариковых ручек и определить их стоимость на уровне
100 000 грн, то в случае каких-либо неурядиц с контролирующи-
ми органами будет проведена экспертиза и выяснится реальная
стоимость внесенного в уставный фонд имущества, а затем
может последовать признание общества незарегистрированным
или вплоть до возбуждения уголовного дела по обвинению в мо-
шенничестве. При внесении в уставный фонд нематериального
актива в виде права на изготовление шариковых ручек по новой
технологии или самой этой технологии, оцененной в 100 000 грн,
вряд ли кому-либо удастся доказать, что внесенный нематери-
альный актив стоит дешевле названной суммы.
То есть использование нематериальных активов является той
областью, в которую государство имеет значительно меньший
доступ, нежели в мир товаров, так как авторские и другие подоб-
ные права не имеют материального выражения и достоверных
механизмов рассчитываемой ценности. Поэтому механизмов
регулирования отношений, связанных с оборотом нематери-
альных активов, значительно меньше, нежели законодательно
закрепленных механизмов контроля за оборотом товаров.
И именно поэтому использование нематериальных активов
предоставляет большую свободу и возможность уменьшить
контроль со стороны государства за хозяйственной деятель-
ностью.
К сожалению, невозможность четкого и однозначного кон-
троля порождает желание у представителей контролирующих
органов запретить или ограничить проведение операций с не-
материальными активами и, конечно, такие операции вызы-
вают подозрение. Контролирующие органы ведут себя весьма
стандартно, отрицая право на существование всего непонят-
ного или достоверно не известного. Например, в письме ГНАУ
от 02.04.2007 г. № 6448/7/23-5017 «Относительно разрушения
механизмов минимизации, используемых субъектами, декла-
рирующими отрицательное значение объекта налогообложения
(убыточными предприятиями)» содержится классификатор схем
уклонения от налогообложения, которые разделены на 4 кате-
гории (вида), одна из них называется очень необычно — «схемы
оптимизации налоговых обязательств», и к одной из составляю-
щих таких схем ГНАУ относит операции с авторскими правами.
Интересно то, что в самом письме ГНАУ относит схемы данного
вида к совершенно законным, но подозрительным, поскольку
их реализация невозможна без привлечения других субъектов
хозяйствования. То есть, работники контролирующих органов
не могут доказать незаконность операций и не могут ничего сде-
лать с компаниями, осуществляющими операции с нематериаль-
ными активами, единственное, что они пытаются делать, — это
осуществлять моральное давление на налогоплательщиков
с целью заставить последних отказаться от использования нема-
териальных активов в своей хозяйственной деятельности, ввиду
того, что они в значительно меньшей степени оказывают влияние
и контролируют операции с нематериальными активами.
 http://www.buhgalter-ya.com.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий