воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Возвратная финансовая помощь: нюансы выдачи и учета

 

image
Возвратная финансовая помощь-еще один инструмент для законной оптимизации. Предлагаю обзорную статью о всех нюансах этой помощи. Думайте и приспосабливайте под свою компанию.
Статья взята из журнала “Консультант бухгалтера”.
Заем, или, на языке бухгалтера, возвратная финансовая помощь — универсальный инструмент пополнения оборотных средств любого предприятия или предпринимателя. К возвратной финансовой помощи может прибегнуть даже обычный наемный работник.
Такой заем может быть процентным или беспроцентным, заключен на любой срок, а при необходимости — продлен.
Субъектов хозяйствования, которые ни разу за все время своего существования не предоставляли и не получали финансовую помощь, наверное, можно пересчитать по пальцам. Поэтому нелишне вспомнить о юридической сути и налоговых последствиях этих операций, а также поговорить об их документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете.
Стоит заметить, что для пополнения оборотных средств субъект хозяйствования может прибегнуть и к кредиту. Но, в отличие от займа или возвратной финансовой помощи, за пользование кредитом всегда уплачивают проценты, которые не каждому заемщику по плечу. В данной статье мы ограничимся изучением сути возвратной финансовой помощи.
Рассмотрим по порядку все вопросы, которые могут возникнуть у бухгалтера и юриста при использовании возвратной финансовой помощи.
Определение возвратной финансовой помощи
Для выяснения сути возвратной финансовой помощи как объекта учета обратимся к налоговому законодательству. Согласно пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины возвратная финансовая помощь — это сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и обязательная к возврату.
Термину, о котором идет речь в пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, в гражданском законодательстве соответствует договор ссуды.
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность второй стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества (ч. 1 ст. 1046 ГК Украины).
Кто может быть заимодателем/заемщиком
Выступить в роли заимодателя или заемщика может любое физическое лицо или юридическое лицо. ГК Украины не ограничивает круг лиц, которые могут предоставить или получить возвратную финансовую помощь.
Если это физическое лицо, то самостоятельно заключить договор займа может человек, достигший 18 лет, дееспособность которого не ограничена судом.
Предприятия также имеют право как предоставлять займы, так и брать их. Важно, чтобы должностное лицо, которое заключает договор, действовало в рамках своей компетенции, поскольку юридическое лицо приобретает права и обязанности через свои органы управления. В роли заимодателя также могут выступать директор, учредитель, наемный работник.
Договор займа могут заключать предприятия и предприниматели между собой. Но если заемщик (заимодатель) и директор предприятия — одно и то же лицо, то целесообразно, чтобы от имени предприятия договор подписывало другое должностное лицо, например, уполномоченное доверенностью.
Что касается разрешительных документов, то ни ГК Украины, ни ХК Украины, ни другие нормативные акт не обязывают юридическое или физическое лицо получать документ разрешительного характера, например, лицензию или другое разрешение на предоставление займа. Достаточно свободного волеизъявления, которое не выходит за пределы полномочий руководства этих субъектов.
Возвратная финансовая помощь: процентная или беспроцентная
Заметим, что ст. 1048 ГК Украины позволяет заимодателю получать проценты от суммы займа, если иное не установлено договором или законом.
Также Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в Письме № 10-1390/0/4-12 отметил, что договор займа как общая договорная конструкция является основанием для возникновения правоотношений, участниками которых являются любые физические или юридические лица, а нормы ГК Украины не содержат ни одного исключения как относительно субъектного состава, так и в отношении права на получение от заемщика процентов от суммы займа, размер которых и порядок получения устанавливается договором (ч. 1 ст. 1048 ГК Украины).
Таким образом, нормы ГК Украины не содержат ни одного исключения относительно права на получение от заемщика процентов от суммы займа.
Но не все государственные органы соглашаются с таким мнением. Например, ГНСУ в Письме № 1990/6/17-1216 разъяснила, что предоставить средства взаем под проценты вправе только финансовые учреждения.
Госкомиссия по регулированию рынка финансовых услуг Украины в Письме № 5543/11-5 также пришла к выводу, что средства, которые предоставляются взаем юридическому или физическому лицу на определенный срок и под проценты, являются финансовым кредитом.
Таким образом, по мнению автора статьи, заимодатель, основываясь на нормах ГК Украины, имеет право выдать процентный заем за счет своих средств. Однако не исключено, что правомерность оплатного договора займа придется отстаивать в суде.
Выдача беспроцентного займа ни у кого сомнений не вызывает, но беспроцентным он будет лишь в том случае, если об этом непосредственно сказано в договоре.
Срок и сумма займа: есть ли пределы
Законодательство не ограничивает размер суммы средств, которая может быть предоставлена в качестве займа. То есть заем может быть хоть сто гривень, хоть один миллион гривень1.
Срок, по истечении которого заем должен быть возвращен заимодавцу, действующим законодательством также не ограничен. Более того, ч. 1 ст. 1049 ГК Украины допускает, что договор может не содержать срока возврата займа. В таком случае заемщик обязан вернуть их в течение 30 календарных дней со дня предъявления требования заимодавца.
Несмотря на вышесказанное, есть причина, по которой этот срок в договоре все же следует предусмотреть, чтобы у налоговых органов не возникло желание трактовать его как договор о безвозвратной финансовой помощи.
Не стоит забывать также, что срок действия договора относится к существенным условиям согласно ч. 3 ст. 180 ХК Украины. Несоблюдение такого условия будет означать, что договор не заключен.
И хотя срок действия договора и срок возврата займа — разные понятия, есть смысл первый не ограничивать какой-то конкретной датой, а записывать, что договор действует до прекращения прав и обязанностей, которые возникли на его основании. А при необходимости срок возврата займа можно корректировать, внося соответствующие изменения в этот договор.
Возвратная финансовая помощь считается возвращенной заимодавцу с момента ее передачи заимодавцу или зачисления средств на его банковский счет (ч. 3 ст. 1049 ГК Украины).
Возврат займа обязывает заимодавца вернуть заемщику его расписку. Если это невозможно, то первый обязан написать свою расписку о получении долга (ч. 2 ст. 545 ГК Украины). Для юридических лиц документом, подтверждающим погашение займа, будет платежный документ. Дополнительно можно составить акт сверки взаимных расчетов.
Если заемщик долг вовремя не вернет, то субъект хозяйствования имеет право взыскать с него неустойку, которая, как правило, предусматривается в договоре займа, а также инфляционные потери и 3 % годовых от просроченной суммы. Это компенсация, которую может получить заимодавец помимо процентов, если они зафиксированы в договоре.
Форма договора и момент заключения
Договор займа заключается в письменной форме, если его сумма превышает 170 грн, и независимо от суммы, если заимодавец — юрлицо. Хотя, согласно ч.2 ст. 1047 ГК Украины, договор займа может подтверждать расписка или другой документ, удостоверяющий передачу заемщику денег или имущества. Но с помощью расписки оформляют договор займа только физлица, а юрлица наличную передачу денег оформляют кассовым ордером, а безналичную — платежным поручением, но только в рамках наличия подписанного договора займа.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или имущества, а не его подписания сторонами (ч. 2 ст. 1046 ГК Украины). Момент заключения договора подтверждается распиской между физлицами и платежным документом (кассовым ордером или платежным поручением), если в роли заимодателя/заимодавца выступает юрлицо.
Поэтому настоятельно рекомендуем оформлять отношения по возвратной финансовой помощи с помощью договора, где зафиксированы существенные условия: сумма займа, срок предоставления, правовые способы, которые обеспечат его возврат.
Валюта займа
Национальная валюта — гривня может быть предметом займа без каких-либо «но». Это платежная единица нашей страны и законное платежное средство, которое обязательно к приему по номинальной стоимости согласно ст. 192 ГК Украины. Обязательство должно быть выражено и выполнено в гривнях, о чем говорят ч. 1 ст. 524 и ч. 1 ст. 533 ГК Украины.
Использовать иностранную валюту на территории Украины как средство платежа можно, только имея индивидуальную лицензию НБУ (подпункт «г» пп. 4 ст. 5 Декрета № 15-93). Случаи, когда она не нужна, перечислены в п. 1.5 Положения № 483.
Документальное оформление операции возвратной финансовой помощи
Документальное оформление возвратной финансовой помощи зависит от формы, в которой она предоставляется:
• безналичным путем;
• наличными средствами.
При расчетах по договору ссуды в безналичной форме заимодавец оформляет обычное платежное поручение. Операции по перечислению/поступлению денежных средств в бухгалтерском учете заимодавца/заемщика отражаются на основании соответствующих банковских выписок
При расчетах по договору ссуды в наличной форме заимодавец — предприятие, предоставляющее ссуду наличными, оформляет на сумму выданных средств расходный кассовый ордер. Заемщик
(его представитель) указывает в ордере сумму полученных денег прописью, ставит дату и подпись.
Заемщик — юридическое лицо оформляет у себя приходный кассовый ордер, корешок которого отрывает и передает физическому лицу, от которого поступили деньги в кассу. Им будет либо заимодавец — физическое лицо, либо работник юридического лица — заемщика, получивший деньги из кассы заимодавца.
Ограничение наличных расчетов
При предоставлении возвратной финансовой помощи в наличной форме возникает вопрос о лимите кассы, а также применяется ли для данной операции 10-тысячное ограничение? Все будет зависеть от статуса заемщика. Рассмотрим ситуацию детальнее.
Выдача займа через кассу. Если заемщик — юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, то при выдаче займа из кассы предприятию необходимо помнить, что действует ограничение наличных расчетов предприятия (предпринимателя) с другими предприятиями (предпринимателями) в течение дня (абзац 1 п. 2.3 Положения № 637). Соответственно, если сумма займа превышает 10 тыс. грн, то ее проводят исключительно в безналичной форме или разбивают платеж на несколько дней.
Если в роли заемщика выступает обычное физическое лицо, то наличного ограничения на выдачу средств из кассы нет (подпункт «а» п. 2.3 Положения № 637).
Важная информация для предприятий торговли и общественного питания! Предприятие, использующее РРО, операцию по выдаче и возврату займа не пробивает через кассовый аппарат, поскольку они не подпадают под определение «расчетные операции». Под последними понимают прием (выдачу) денег за реализованный товар (предоставленную услугу) (ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона о РРО). Выплату денежных средств заемщику из кассы фирмы оформляют расходным кассовым ордером, а возврат их — приходным кассовым ордером.
Возврат займа через кассу. Здесь все наоборот. Предприятие может получать средства в кассу в любом объеме, независимо от правового статуса заемщика. А вот заемщику необходимо быть внимательным: если деньги возвращает юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, то нужно соблюдать ограничение — 10 тыс. грн.
В случае если деньги возвращает физическое лицо, на 10-тысячное ограничение внимание не обращаем.
Важно! Финансовая операция, которая равна или превышает 150 тыс. грн и подпадает под один или более признаков, приведенных в ч. 1 ст. 15 Закона о противодействии легализации доходов, подлежит обязательному финансовому мониторингу. Банк должен идентифицировать участников займа и уведомить субъекта первичного финмониторинга, а также правоохранительные органы о деятельности предприятия (ч. 3 ст.17 Закона о противодействии легализации доходов). Для предприятия это грозит закрытием расходных операций на срок до 5 рабочих дней и основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности (п. 4 ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности).
Возвратная финансовая помощь: бухгалтерский и налоговый учет
Сразу отметим, что налоговые последствия получения возвратной финансовой помощи зависят от срока ее возврата и статуса заимодателя.
Налоговый учет
Налог на прибыль
Возвратная финансовая помощь, возвращенная в периоде ее получения. Если предприятие получило и возвратило возвратную финансовую помощь в пределах одного отчетного периода, то в налогово-прибыльном учете изменений не будет (пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 разд. I и подпункты 135.5.4, 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 разд. III НК Украины).
Периоды получения и возврат возвратной финансовой помощи разные.Здесь налоговые последствия зависят от статуса заимодателя. Проанализировав нормы НК Украины, можно выделить три категории предоставителей возвратной финансовой помощи:
1) учредители/участники (в том числе нерезиденты);
2) плательщики налога на прибыль на общих основаниях (кроме учредителей);
3) неплательщики налога на прибыль или льготники (кроме учредителей).
Учредители/участники (в том числе нерезиденты). Для возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя, применяются специальные (особые) правила налогообложения. Согласно абзацу 4 пп. 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 разд. III НК Украины в налоговом учете у данной операции вообще не будет последствий, если вернуть такую финансовую помощь учредителю в течение 365 дней со дня ее получения. Отметим, что исчислять 365 дней необходимо с момента ее получения2.
А если предприятие не вернет своему учредителю возвратную финансовую помощь по истечении 365 дней?
К сожалению, НК Украины не дает четких указаний относительно таких случаев. Осмелимся предположить, что тогда прекращает действие специальная норма из абзаца 4 пп. 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 разд. III НК Украины и «включаются» общие нормы, предусмотренные ст. 135 разд. III НК Украины.
И начиная с 366-го дня на горизонте обозначатся налоговые последствия. И они будут зависеть от статуса учредителя-заимодателя (плательщик ли он налога на прибыль или неплательщик).
Плательщики налога на прибыль на общих основаниях (кроме учредителей). Прежде всего отметим, что плательщик налога на прибыль на общих основаниях в целях налогообложения возвратной финансовой помощи — это налогоплательщик, который уплачивает налог по ставке, установленной п. 151.1 ст. 151 разд. III НК Украины, в 2013 году — 19 %.
Порядок налогообложения возвратной финансовой помощи, полученной от плательщика налога на прибыль на общих основаниях, регулируют пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 разд. I и пп. 135.5.4 п. 135.5 ст. 135 разд. III НК Украины. Согласно данным нормам сумма полученной возвратной финансовой помощи ни в доходы, ни в расходы не включается. Здесь главные фигуранты — условные проценты.
Порядок начисления условных процентов изложен в абзаце 7 пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины. Такие проценты начисляются на сумму, оставшуюся не возвращенной заемщиком на конец отчетного периода, в размере учетной ставки Национального банка Украины за каждый день использования возвратной финансовой помощи.
Фактически, это выглядит так: сумму невозвращенной финансовой помощи нужно умножить на величину учетной ставки НБУ, затем умножить на количество дней пользования возвратной финансовой помощью и разделить на 365 или 366 (количество дней в году). Если величина учетной ставки НБУ в отчетном периоде менялась, то условные проценты необходимо рассчитать отдельно по каждому периоду, в котором ставка была действующей, а затем полученные суммы сложить.
Неплательщики налога на прибыль или льготники (кроме учредителей). К этой категории относятся «единоналожники» (как юридические лица, так и физические лица —предприниматели), плательщики фиксированного сельхозналога, нерезиденты, неприбыльные организации, физлица, работающие на общей системе налогообложения, физические лица, не являющиеся предпринимателями, а также плательщики налога на прибыль — льготники, деятельность которых освобождена от обложения налогом на прибыль или которые применяют иную ставку, нежели предусмотренную в п. 151.1 ст. 151 разд. III НК Украины.
Согласно пп. 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 разд. III НК Украины предприятие, взявшее возвратную финансовую помощь у неплательщика налога на прибыль или льготника (не учредителя) и не возвратившее ее на конец отчетного периода, в котором она получена, фиксирует сумму долга среди прочих налоговых доходов.
В Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной Приказом № 1213, такой доход сначала отражают в строке 03.12 «Суми поворотної фінансової допомоги, отриманої у звітному (податковому) періоді» приложения ІД, а затем в итоговой строке 03ІД основной части Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия.
Но по мере возврата такой возвратной финансовой помощи (ее части) увеличивают «налоговые» расходы. В Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия они отражаются в строке 06.4.34 «Сума фактично повернутої поворотної фінансової допомоги» приложения ІВ и, соответственно, в итоговой строке 06.4 ІВ основной части Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия.
Возвратная финансовая помощь в пределах одного юридического лица. Операции по предоставлению/получению финансовой помощи между предприятием и его подразделениями, которые не имеют статуса юридических лиц, не приводят к каким-либо налоговым последствиям.
Налог на добавленную стоимость
Не будучи поставкой товаров (услуг), хотя место предоставления ее и на таможенной территории Украины (пп. 14.1.185, пп. 14.1.191 п. 14.1 ст. 14 разд. I, п. 185.1 ст. 185 разд. V НК Украины), возвратная финансовая помощь не является объектом обложения НДС.
Налог на доходы физических лиц
Возвращая возвратную финансовую помощь заимодателю-физическому лицу, заемщик (юридическое лицо) должен отразить эти суммы в Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога
(ф. № 1ДФ) с признаком дохода «153». Для этого в форме № 1ДФ отражается возвращенная сумма возвратной финансовой помощи в графах 3а и 3, а в графах 4а и 4 ставится прочерк.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете по операциям возвратной финансовой помощи не возникают ни доходы, ни расходы. Согласно п. 5 П(С)БУ 15 при получении возвратной финансовой помощи не соблюдаются критерии для признания дохода. А в пункте 9.3 П(С)БУ 16 четко написано, что не относится к расходам погашение полученных займов. Это подтверждает и ч. 1 ст. 1046 ГК Украины.
Вместе с тем, согласно п. 6 П(С)БУ 11, различают долгосрочные и текущие обязательства. Следовательно, счет, на котором необходимо учитывать сумму возвратной финансовой помощи, зависит от срока ее использования.
Возвратная финансовая помощь, полученная на срок более года с даты баланса. Получение займа отражается проводкой: дебет субсчета 301 «Касса в национальной валюте» или субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте» и кредит счета 55 «Прочие долгосрочные обязательства».
Возврат займа отражается проводкой: дебет счета 55 «Прочие долгосрочные обязательства» и кредит субсчета 301 «Касса в национальной валюте» или субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте».
Если на дату баланса оставшийся срок погашения возвратной финансовой помощи менее года, то ее нужно перевести в текущие обязательства записью: дебет счета 55 «Прочие долгосрочные обязательства» и кредит субсчета 611 «Текущая кредиторская задолженность по долгосрочным обязательствам в национальной валюте». Погашение такой возвратной финансовой помощи отражают проводкой: дебет субсчета 611 «Текущая кредиторская задолженность по долгосрочным обязательствам в национальной валюте» и кредит субсчетов 301 «Касса в национальной валюте», 311 «Текущие счета в национальной валюте».
Возвратная финансовая помощь, полученная на срок менее года с даты баланса. Получение займа отражается проводкой: дебет субсчета 301 «Касса в национальной валюте» или субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте» и кредит субсчетов 685 «Расчеты с прочими кредиторами», 607 «Прочие краткосрочные займы».
Возврат займа отражается проводкой: дебет субсчетов 685 «Расчеты с прочими кредиторами», 607 «Прочие краткосрочные займы» и кредит субсчета 301 «Касса в национальной валюте» или субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте».
Обращаем внимание, что в бухгалтерском учете не начисляют условных процентов, которые начисляют в налоговом учете, если возвратную финансовую помощь предоставил плательщик налога на прибыль на общих основаниях.
Таким образом, бухгалтерский учет возвратной финансовой помощи зависит сугубо от срока ее возврата.
 http://www.buhgalter-ya.com.ua/
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий